?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Время пейзажа (часть 5)
elena_v_m
В прошлой части я написала о четырёх столпах высокого Возрождения.
Конечно назвать Леонардо, Рафаэля, Микеланджело и Тициана пейзажистами, было бы ложью. Но, пока речь об обособленном жанре вообще вести рано, а понять откуда и как он взрос, на самом деле хочется.
Так что придётся еще какое-то время смириться с присутствием в ландскейпах "посторонних предметов"))

Еще раз повторюсь, все произведения того времени были посвящены человеку. Духовному его содержанию, или телесной красоте.
Но это отнюдь не означает, что декорация в виде пейзажа писалась абы как.
Серьёзная работа над пейзажем видна больше в этюдах и рисунках.

Да Винчи, к примеру



Конечно, у великих мастеров было много учеников, последователей, подражателей.
Как в разных школах Италии, так и за её пределами.
Стоит посмотреть на природные декорации Антонио Корреджо, напоминающего пейзажами Да Винчи.
Джулио Романо школы Рафаэля - Перуцци и Гарофало. Себастьяно Лучиани, значительно обогативший стиль Микеланджело пейзажами.
У этих живописцев, в свою очередь тоже были ученики и последователи. Перечислять всех не моя задача.

Но, поскольку в прошлый раз меня устыдили слишком поверхностным изложением, попробую исправиться. Посмотрим что из этого выйдет.
Рассмотрю более подробно Венецианскую школу в 16  веке. Ренессанс, Маньеризм, Барокко.
Выбор не случаен. Всё же венецианцы самые пейзажные из этой плеяды.

Получилось весьма объёмно, не взыщите, сами виноваты.


Даже на мой, не слишком профессиональный взгляд, именно венецинская школа пустила свои корни в дальнейшее развитие пейзажа.
И хотя обособлением этого жанра мы обязаны не итальянцам, постараюсь показать, что они подошли вплотную к этому открытию.

Надо сказать, что современники не слишком ценили венецианцев. Думаю отчасти из-за из свободы в творчестве, которая давала возможность для фантазий и экспериментов. Мне же они наиболее интересны.

Покажу тех, которые мной отмечены по разным причинам.

Джакомо Пальма (1480-1528)
Тел тут конечно много и весьма вялых, но отмечаю его именно за пейзаж. Он тут есть и судя по всему любим.
Холодная воздушная перспектива, речка (кстати речки тогда писали с неохотой, поскольку не очень умели).


Лоренцо Лотто (1480-1556)
Очень мне нравятся его картины смесью средневекового мистического стиля и ренессансным подходом к изображению.





Джованни Антонио Порденоне (1484-1539)
Возможно, самый невенецианский из всех живописцев этой школы.
Его стиль и колористика у многих вызывали недоумение, но этим он мне как раз и интересен.



Это тоже его, показываю потому как пейзажно. Но по мне очень уж догматично.


Любопытно наблюдать, насколько разными стилями пользовался этот художник. Подозреваю , что "работа под заказ" и "для души" в те времена уже различалась.
Кстати, он не единственный, в этом плане.

Андреа Превитали (1480-1528)



Отмечаю за смелость. Хочет изобразить драму и стихию, и изображает. Хотя и не слишком умело.
Но, он довольно реалистичен. Когда-то использует простые сочные цвета, но отказывается от них, когда понимает, что их быть не должно.

И опять же вода... не просто было её изобразить. Но ведь как-то прошли этот путь до Айвазовского.

Джованни Буси-Кариани (1490-1547)
Не слишком хорошо о нём отзываются искусствоведы.
А мне очень нравится одно его произведение. Хотя, как я понимаю, авторство не 100%. Вполне возможно, что фон и фигуру писали разные люди. Но произведение стоит показать. Мне оно чем-то Джорджоне напоминает, а чем-то аж Энгра.
Странные впечатления.



Парис Бордоне (1500-1571)
Художник, которого картинка (композиция, цветовые пятна) явно интересовала больше, чем духовная жизнь персонажей.
Это, на мой взгляд, показательно. Тут уже скорее декорацией являются люди, настолько они бесстрастны и невыразительны.



Джованни Джироламо Савольдо (1480-1548)
Меня этот автор привлекает своим умением видеть света и тени.
Его похоже именно это и интересует. Местности маловато, фигуры слишком статичны, но свет он любит и именно его изображает.
Тоже хороший задел для грядущих пейзажистов.



Он вообще любит конраст холодного и тёплого.



Джилорамо Романино (1485-1566)
Еще один автор, который хочет объять необъятное.
То Тициан его увлекает, то художники средней Италии, то некая готичность.
Любопытно наблюдать за этими метаниями. Но, тем не менее автор интересный, в своей впечатлительности некий импрессионист того времени.







Алессандро Моретто да Брешиа
Сильный и стильный автор. И хотя Брешия связана с венецианской школой, он пожалуй наиболее сильно отличается от двух предыдущих представителей брешианства.
Чудесные фантастические ландскейпы у него. Умеренные по цветам и свету, но очень поэтичные.
К тому же композиционно сильные.



Тут важен еще один момент. По предыдущему произведению можно подумать, что некая упрощенность от недостаточной технической сноровки. Но это не так. Моретто прекрасно умеет работать виртуозно.



Мне кажется это очень важно. Обладая техническими навыками, автор  использует их с умом.

Немного о Феррарской школе, которую тоже затронуло искусство Венеции, именно в плане отношения с природой.
И эта школа сильна своими изображениями природы. Даже трудная для того времени вода, входит в ассортимент умений феррарцев.

Джироламо да Капри (1501-1556).
Совсем уже по пейзажному.





Доссо Досси (1490-1592)
Братья Досси считаются одними из самых пейзажных мастеров Феррары.
Судя по всему, авторство с точностью до брата не определимо, поэтому не будет большой ошибкой, если я всё спишу на Досси.



Очень похоже, что писали братья с натуры. И это еще один значительный шаг.




Однако, вернёмся в Венецию 16 века.

Доменико Компаньола (1500-1564) судя по всему автор серьёзно относящийся к пейзажам. И уделяющий им большое внимание.

В гравюрах


и в живописи


Якопо Бассано (1510-1592).
Еще один из сильных представителей венецианского барокко, именно в пейзажах.




Якопо Робусти Тинторетто (1518-1594)
Мастер безусловно не пейзажный, но прекрасно-красивый и артистичный.
И судя по надписи сделанной им на своей двери - "рисунок Микеланджело и колорит Тициана" - знающий себе цену.
Оно и правильно. На мой взгляд Тинторотто очень умело соединял вкусы публики с собственными творческими интересами.
Его люди и декорации воздушны .






Паоло Веронезе (1528-1588)
Так же как и Бассано, Веронезе это не один конкретный живописец. Это скорее бренд.
Это множество пишущих родственников и учеников. Ну да, тогда это тоже было в ходу.
Я буду говорить о Паоло Калиари (главном Веронезе)
Веронезе конечно автор плодовитый, и пейзажи писал разные.



Но мне больше всего интересны его городские виды - ведуты. Жанр ставший очень популярным через пару сотен лет.
Популярным не только в Венеции, но особенно в Голландии, которая как раз и порадует нас выделением пейзажа в отдельный жанр.



Конечно Веронезе использовал их как декорации, но судя по искренности и красоте света, мне кажется они увлекали художника сами по себе.



Эль Греко (1541-1614)

Сильно обожаемый мной Доменико Теотокопули (Эль Греко).
возможно именно его происхождение, а затем венецианская наука создали этот неординарный для того времени стиль. Но Эль Греко абсолютно последователен и верен себе.
Смесь византийской иконописи, венецианского ренессанса, маньеризма. Хотелось бы мне видеть какую реакцию вызывали его произведения у современников. Уверена, что неоднозначную.
При том, что природности его явно не интересовали, я не могу не упомянуть это автора.
Его интересовали собственные впечатления и эмоции. И в этом смысле его можно назвать первым экспрессионистом.
Думаю он оказал сильное влияние на развитие живописной мысли в общем.
Техническая смелость. Колористика. В конце концов, это просто красиво.







Что ж, контента получилось много. Я сама противник длинных постов.
Делить на кучу маленьких кусочков не буду. Всякие рейтинги и соц,капы меня не интересуют, и плодить сущности не люблю.
Думаю экспериментов достаточно, и следующие публикации я   буду делать более сжатыми.
Хотя для себя, я в любом случае оставляю много информации, и всегда поддержу желание пообсуждать тему глубже.

Предыдущее

Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4


  • 1
Да вроде на отдельный пост у меня материала маловато.
Елена, если Вы сочтете нужным, можете просто включить в свои посты кого-нибудь из этих художников. Какая разница, кто их первый упомянул, это же не диссертация (хотя на научный труд тянет) :))

В жж сейчас даже комбинация из двух слов тянет на отдельный пост)))
Те, кому важен рейтинг должны писать по нескольку постов в день. Трудная работа, хорошо, что это не наш путь.


Чувствую, будет все же пост, таки полезла копать информацию, пытаюсь вспомнить что-то из давно забытого )) И в планах в Эрмитаж в ближайшее время сходить, чего-то давно я там не была.
Пока, правда, неожиданно нарыла статью об истории пейзажа любимого Тенерифе - где и зависла, переводя...

Прекрасно!
Ждём и с удовольствием и благодарностью почитаем!

  • 1