?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Время пейзажа (часть 4)
elena_v_m
Наступило время поговорить о Высоком Возрождении.



Этот короткий, всего 20 лет (1500-1520 гг) , период между Ранним и Поздним Возрождением, дался мне с большим трудом. Гораздо проще говорить о Раннем Возрождении.
О Мазаччо с его работой над перспекивой.
О Беато Анджелико, с его воздушностью.
О Ботичелли, с его эстетикой и ритмом.
О Филиппо Липпи, с объёмным рельефом.
Но эти 20 лет шедевральных произведений, были до обидного скудны в пейзажных изысканиях.

Сначала не могла понять, отчего так трудно написать о пейзаже таких мастеров как Леонардо, Рафаэль, Макеланджело, Тициан.
А ведь высокое Возрождение, это они и есть.
Скажу честно, в огромной подборке, которая у меня существует, изначально эти авторы не были представлены.
Во-первых потому что многие картины и так знакомы со школьных времён. Во-вторых, - очевидно же, что пейзаж они умели писать не хуже, чем всё остальное.

Более того, перечитывая кучу литературы по пейзажам, заметила, что почти все авторы, либо обходят эту тему строной, либо ограничиваются общими словами.
То есть, не только меня озадачила эта проблема.

А в чем же, собственно, проблема?
В том, что при всей гениальности и умении, очевидно, что пейзаж для этих мастеров не представлял отдельного интереса, к великому сожалению любителей этого жанра.

Что бы понять почему, надо почувствовать эпоху.
Поэтичность и религиозность Раннего Возрождения, сменилась жаждой знаний и открытий, восхищением идеалами и навыками античности.
Человеческий гений, дух, телесная красота - вот что восхищало творцов.
Какая уж тут природа. Только как фон, подчеркивающий нужное мастеру настроение.

Но подчеркивать они умели в полном объёме.
Перспектива, воздух, цвет, объём, тени и свет - всё оказалось подвластно человеческому гению.
Ни один нюанс не забыт. Ни одна деталь в изображении не лишняя.
Мадонны и святые уже не бестелесны. Это уже люди, со своими характерами и статью.

Но все же, давайте про пейзаж.

Начнём с Да Винчи (1452 - 1519)

Леонардо вообще позиционировал себя как инженер и ученый.
Живопись была из разряда хобби.
Но на примере трёх известных портретов можно видеть насколько точно и продуманно Леонардо использует пейзажные кусочки.



Конечно, сразу бросается в глаза сочетание голубизны неба в окнах и одежды Мадонны, - это очевидно.
Но если начать рассматривать пристальней, видны зашитые прорези на платье. Младенца решили отучить от груди.
Но все же мать разорвала нитки, и кормит его. И взгляд малыша как бы говорит - я еще настрадаюсь, не торопите время.
Птичка в его левой руке, тоже не случайно.

Это всё не про пейзаж, простите за отклонение от темы, но я хочу показать, что для великих мастеров Возрождения, важна каждая деталь.

Поэтому, если пейзаж на картине есть, значит это не просто так.

Два маленьких эксперимента.
Дама с горностаем в оригинале без пейзажного фона. Я добавила его из другой картины Леонардо.
Просто что бы посмотреть.
В Джоконде, наоборот убрала его.
Согласитесь, в обоих случаях портреты многое потеряли.






Рафаэль Санти (1483 - 1520)

Всё он умеет писать. И воздух и перспективу.
Но лишь для того, что бы подчеркнуть красоту человеческого тела и порывы души. Или что бы добавить исторической достоверности.







Собственно пейзаж ему не интересен.
Но мне кажется, если бы Рафаэль прожил дольше, чувство прекрасного привело бы его к созерцательности.

Микеланджело Буанаротти (1475 - 1564)

Микеланджело скульптор, он скульптор и в живописи тоже. Поэтому говорить о пейзаже к его творчестве было бы совсем неблагодарным занятием.
Конечно он умеет всё. Чувство пропорции, перспектва, для него не представляют проблем.
Он конечно, замечает природу, и даже живо описывает в стихах.

С приязнью неиспытанной и жгучей
Слежу, как овцы вверх по крутизне
Ползут, пасясь то тут, то там над кручей,
А их хозяин, тешась в стороне
Дудою незатейливо певучей,
То недвижим, то бродит в полусне,
Пока его жена, в уборе грубом,
Степенно свиньям корм дает под дубом.

Как взору мил на высоте стоящий
Из глины и соломы их приют,
Покрытый снедью стол, очаг горящий
Под ясенем, раскинувшимся тут!
Кто нагоняет жир свинье лежащей,
Кто батогом ослу внушает труд;
А дряхлый дед безмолвно и нестрого
Глядит кругом, воссевши у порога.


Но, свои произведения он успешно реализует без пейзажных нюансов. Фон для него, это лишь возможность подчеркнуть своё скульптурное видение.



Венецианская школа и Тициан Вечеллио (1488 - 1576)

Тициан отличается от трёх других столпов высокого Возрождения.
Хотя все они принадлежали разным школам живописи, но Леонардо, Рафаэль и Микеланджело, это все же Рим.
Тициан венецианец не только по школе, но и по жизни.

Венецианская школа это единство человека и природы. Это колористика, это свет. И соответственно это пейзаж.
Тут есть о чем поговорить и что показать.

В работах учителей Тициана, Джованни и Джентилле Беллини, пейзаж занимает весомую часть.





Но больше всего мне интересен еще один учитель Тициана - Джорджоне.
Довольно загадочная личность. Говорят, обладал прекрасным голосом. Был любимцем женщин и красавцем. Но точно о нем ничего не известно. Впрочем, его картины тоже сплошные загадки. Понять их смысл и задумку сложнее, чем впечатлиться.
Джорджоне умер молодым (1476 - 1510). И кто знает, продлись его жизнь чуть дольше, возможно эту эпоху назвали бы его именем.

И он уж точно придавал большую роль пейзажу. Он мой фаворит в пейзажности этого времени.


Считается, что в этой его картине "Спящая Венера" пейзаж дорисовывал Тициан.


Конечно, популярность Тициана предполагала множество написанных на заказ портретов. И конечно, никакого волшебства в плане выделения пейзажа в самостоятельный жанр не случилось.
(заглавная картинка в посте тоже его)
К тому же, Тициан, в отличие от остальных, в полной мере представитель не только Высокого, но и Позднего Возрождения. Увидевший жестокое завоевание Рима Карлом V, и осознавший не только гуманизм , но и жестокость человечества.
И все же мне видится его интерес и чувства пейзажу.
А возможно, словами Микеланджело - "Хочу хотеть того, что не хочу" ))



Что ж, мы всё ближе к временам, когда можно будет говорить о пейзаже , как о самодостаточном жанре изобразительного искусства. Еще чуть-чуть осталось.

Предыдущее

Часть 1
Часть 2
Часть 3

  • 1
понравился обзор, жаль все же, что связь времён прервана. Я о Раннем Возрождении ( хотелось бы пару примеров). Мне понравилось ваше вольное обращение с шедеврами по замене фона :) люблю эксперименты сам , но я не соглашусь с тем утверждением, что портреты много потеряли, ибо мы знаем оригиналы, и тут уже глаз ищет недостающие фрагменты. Если портрет Джоконды ещё как- то смотрится сиротливо на этом пустом и не очень удачном по цвету фоне , то портрет Дамы с горностаем ( один из моих любимых ) вполне мог бы иметь пейзаж за собой, почему нет? это характерно для Леонардо. быть может не такой, как тут ( это слишком активный). Кстати, интересно, если показать эти примеры неискушенным в живописи людям, которые не видели эти портреты, или не помнят, что на них изображено, что они скажут. :)
Да, Джорджоне замечательный.
Спасибо!


Edited at 2015-12-13 04:18 am (UTC)

Можно в комментариях поговорить о Раннем Возрождении.
Можно даже с примерами и рассуждениями. Мои посты это ведь не трактат, это все лишь повод подумать и поговорить.

Если сможете найти людей, которые не видели эти портреты Леонардо, это повод для отдельного рассказа.)
Вряд ли их мнение стоит принимать в расчет, но посмотреть реакцию - бесценно.

Джорджоне обожаю. Помню свою детскую реакцию на Юдифь. До дрожи. Кажется даже снилась.

я понимаю, Лена, что всё не объять, но всё же если переходить к Италии, то и Проторенессанс и Ранний Ренессанс дали почву для мастеров Высокого Возрождения. там столько художников! а мне вообще сейчас интереснее исследовать творчество мастеров, имена которых не на слуху, о которых не так много известно широкой публике.
ок.
раз в комментариях можно добавлять, то вот один пример - работа Джентиле да Фабриано (уходящая готика, 1370 -1427), которая хранится в галерее Уффици во Флоренции. картина на известный сюжет "Бегство в Египет" , где пейзаж играет важную роль.
это фрагмент
 photo art001x_zpsj5sova0r.jpg

а по ссылке можно посмотреть всю картину.
http://www.photogallerys.ru/art/03/artonline2883.jpg



Джотто, Амброджо, Симоне Мартини упоминала в первой части.
В Раннем Ренессансе много интересного. Может и стоит обсудить отдельно.
Но всего не охватить, конечно.

Про кватроченто да, надо бы написать. Там конечно много всего.

Перечитал сейчас, верно, в первой части. тогда быть может дадите ссылочку в этом тексте на те картинки? Там ведь не только Италия, там большой временной период освещаете.
Вы правы, любой временной период содержит массу информации и по художникам и по школам, но тем интереснее, если что- то зацепит, искать инфу самостоятельно .

все-таки у них были ограничения, для работы над пейзажем, к примеру отсутствие хорошей и стойкой зеленой краски, трудно вообще судить о пейзаже по выцветшим картинам

Да уж, им бы RGB с Фотошопом.... Шутка конечно.

А кстати, лично вам какие пейзажи нравятся? Любопытно.

Ваши пейзажи прекрасны. А так, мой давно сложившийся и устойчивый вкус:
ч/б или цветные но близкие по цвету к монохрому с минимумом деталей - например туман, размытая вода и несколько черных точек - камней, я такие пейзажи называю (для себя) буддистскими. если про живопись то японцам и китайцам в пейзажах равных нет, на мой взгляд

Edited at 2015-12-13 10:11 am (UTC)

Ключ к сердцу автора найден)))
Ну а тогда зачем зелёная краска? Ну её.
Кстати, летом пейзажить вообще не люблю, именно по причине противного зелёного.

Я в самом деле восхищаюсь находками художников возрождения.
Конечно мы оцениваем их через призму истории. Через романтизм, барокко, импрессионизм, .. много всего прекрасного. Но это лишь подчеркивает гениальность.
Знаете, даже владельцы айфонов продолжает ездить на автомобилях, пользуясь гением изобретателя колеса.

оцениваем через конструктивизм:-), супрематизм), поп-арт, соцреализм, актуальное искусство, дагеротип, nikon, canon, a у кого и leica, hasselblad или последний айфон и делаем выводы что они изрядно устарели;-) Да, нет я не спорю, мне по душе этот цикл постов, но все-таки я больше жду Вашего взгляда на импрессионистов, примитивистов, восточное искусство и других активистов пейзажа и немного жалею, что вы так мало уделили внимания античному и восточному пейзажам

Edited at 2015-12-13 11:25 am (UTC)

Да-да.. экстраполяция отличная))

Пейзажное направление не характерно ни для античности,ни вообще для древнего мира.
Для меня эти периоды надо было просто осмыслить и двигаться дальше. Тем путём, который вы прекрасно озвучили выше.

Конечно я пишу выжимки из всего, что знаю. Но мне простительно, я ж не блогер.

Прочитал, потом заново посмотрел на работы. Я раньше пейзаж на них воспринимал как фон, и не думал относить эти работы к пейзажной живописи. Это как на наших иконах - фон есть, но только для поддержания смыла. У тебя интересная точка зрения)). Жду продолжения.

  • 1