?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Время пейзажа (часть 3)
elena_v_m
Часть 1
Часть 2


Когда мы говорим пейзаж, мы представляем некое изображение местности.
По определению от французского "pays" - страна, местность.
Понятно, что местность может быть как девственно первозданная , так и в той или иной степени преображенная человеком.
Но поскольку в коментариях поднимался вопрос отчего некоторые произведения я отнесла к пейзажам, хотя это совсем не очевидно,

Я говорю о пейзажности картины, в том случае, если изображенная местность играет роль.
Подчеркивает ли перспективу, настроение, влияет ли на смысл.
Это может показаться слишком притянутым, но если честно, то ранее 17-18 веков, обособленных пейзажей не найти (за редчайшим исключением).
Но поскольку мне интересно откуда и как этот самостоятельный ландскейп появился, я отмечаю всё, на чем можно отследить его историю и развитие.

В предыдущих частях развитие привело в Голландию к Босху и Брейгелю.
Я считаю, в прекрасном проторенессансном направлении привело.
15-16 века очень значимы для живописи.
Все знают про Возрождение , про великих голландцев и великих итальянцев.
Конечно, в полной мере постигать их величие лучше не на примере пейзажей, но я сстараюсь ограничивать себя именно этой темой.
Предлагаю пробежаться по Европе 15-16 веков.

Пойдём огородами траверсами, просто пойдём с севера на юг.

Швейцария
Конрад Виц (? - 1446)


Помните этот сюжет у Боутса?
Это кстати про разговоры, что всё уже написано и снято до нас.
Виц написал этот сюжет раньше. Видел ли Боутс? Теоретически мог.
Или не видел, а написал популярный для того времени сюжет? Теоретически тоже мог.
А может они оба видели что-то третье, и подражали? Теоретически и это могло быть.
Но в истории остались оба произведения.
Похожих и по смыслу и по композиции. Но абсолютно разных в то же время.
Это небольшое отступление. Как и сейчас, в те времена была мода на сюжеты.
Только тогда в моде были "мадонны на лужайках" а сейчас, к примеру,  "ужасы нашего городка".

Меня Виц привлёк своим упорным исследованием пространства и объёма.
В то время законов перспективы не знали, но очень хотели узнать.

Вот эта картина, на мой взгляд, про пейзаж.


Посмотрите как вдумчиво автор работает над тенями (и ведь почти получилось) и пространством. Видно, что его интересует это гораздо больше, чем святые дамы. Кажется, что дамы тут только ради складок их одежды и для масштаба.

Да, Вица пейзаж явно интересвал.


Германия.

Что-то в плане пейзажа, до Дюрера, в Германии найти я не смогла.
По ощущениям, немецкое искусство было слишком канонизировано.
Отдельные мастера, безусловно были.
Часто встречаются даже не имена, а неизвестные "мастер алтаря св. Варфоромея" или "мастер Святой родни".
Вот, к примеру, "мастер жизни Марии":
Наивный милый фон, с традиционным золотом вместо неба.


Или тот же мастер , с попытками обуздать перспектву.


Если  не про пейзаж, то они мне даже нравятся, изящные, дпже трогательные какие-то, и собачки эти...
Пару веков назад я бы радостно положила эти произведения в копилку пейзажных шедевров. Но не в 15 веке.

Что бы не думали, что я чёрствая фанатка пейзажей, отмечу еще одног автора, который мне очень интересен. Но, опять таки, без натяжки на пейзажность. Хотя с перспективой у него совсем не плохо, и думаю он мог бы пейзажнуть при желании. Но такого желания у явно не возникло.

Михаэль Пахер (1435-1498)




Альбрехт Дюрер (1471 - 1528)

Чем больше читаешь про Дюрера, тем больше восхищаешься им.
Всесторонне образованный и одарённый человек.
В его жизнеописании слово "впервые" встречается множество раз.
Антропометрия, жанр автобиографии, политика, философия, даже математика были в числе его интересов.

Всем знакомы гравюры Дюрера. Потрясающе искусные, тонкие и мистически загадочные.
К примеру в гравюре "Меланхолия"


Есть магический квадрат


Дюрер сумел так расположить чиисла от 1 до 16, что сумма 34 получается не только при их сложении по вертикали, горизонтали и диагонали, но и во всех четырёх четвертях, в центральном четырёхугольнике и даже при сложении чисел из четырёх угловых клеток. Сумма любой пары симметрично расположенных относительно центра квадрата чисел равна 17. Дюрер нашел место в таблице и для года создания гравюры «Меланхолия» (1514).

Дюрер по своему видению, первую очередь график. И в этом смысле, он итог готики. И, как уже писала, завершающим штрихом и этого витка развития явился интерес к пейзажу.
Его работы интересны не только тем, что это (наконец-то) обособленный пейзаж, но еще и первые акварели. Да, и тут это слово "впервые".

В ранних работах еще много гравюрной жесткости.


Позднее Дюрер смягчает стиль и минимизирует детали.



И вот это смягчение, само по себе интересно.
Оно не от неумения.
Детализировать Дюрер умет.




Но ему интересно поймать настроение, и в этом смысле он уже полноправный представитель Возрождения.



Франция

С французами всё не просто.
Сначала голландцы учились у французов, потом французы у них.
Казалось бы при таких тесных связях можно было бы ожидать что-то сродни Босху или Брейгелю. Но не случилось.
Слишком много войн, финансовых проблем, политики. Не самое удачное время для искусства.
Миниатюры, иллюстрации к книжкам.
Бертелеми де Клерк иллюстрация к роману "Coeur d'amoure epris"


Хочется отметить так же
Жана Фуке (1415 - 1480)
Вполне серьёзная пейзажная задумка.


Испания и Португалия

Не смотря на близость ренессансной Италии, Испания (как и Франция) абсолютно готична.
Никакого интереса к античности, хотя бы и от итальянских мастеров, работающих там.
А в плане пейзажа, совсем показать нечего.
Ну и не буду.

В следующий раз остановимся в Италии. Надолго. Оно того стоит.

  • 1
очень интересно, спасибо, с нетерпением жду продолжения. Все-таки пейзаж -это то, что нас окружает и нас отчасти делает.

Для меня это способ привести мысли и впечатления в порядок.
Ну и понять откуда корни и где вершины.

Лена, спасибо за подвижническую работу! Очень интересно. Познавательно и интересно. Ждем продолжения.

Не очень-то и подвижническая))
Написать - лучший способ отложить всё это в голове и надолго.
Просто прочитанное, быстро выветривается.

Дождался продолжения)).Спасибо. Мне кажется, что первые семь - это все же больше жанр, чем пейзаж, хотя он там тоже присутствует. А вот эти работы Дюрера я как то раньше не видел((, в моем осознании он все же график ( потрясающие иллюстрации к Библии)! По поводу времени появления Самого пейзажа, тут ты права только по отношению к Европе. На востоке он появился значительно ранее ( я помню про обещание прислать материал, но раньше середины Декабря не смогу((), я видел в музее в Сингапуре картинки, датируемые 4 - 5 вв, и на них уже читалась определенная школа письма. Как мне кажется, это связанно с религией, ранняя европейская живопись практически пронизана сюжетами из писания, мозаикка Греции и Рима - тоже рассказывает о мифах, а вот восток - он в созерцании, Конфуций , Будда и т.д. отсюда и более раннее появление "чистого" пейзажа.

Я тоже помню про твоё обещание. Не страшно, срочности нет. Но мне очень любопытно.
Сейчас влезла в историю философии, в попытках понять отчего чистые пейзажи в Европе припозднились.
Интуитивно понятно, что искать надо именно в мировоззрении.
Но хочется обоснований. Может найду что-то в философии.

Год назад я вообще не знала, что у него были акварельные пейзажи))
Дюрер разный. В начале, он абсолютный график. Даже с учетом неоднократных визитов в Италию, все равно остаётся графичным готиком. И только много позднее, принимает для себя более лёгкий и эмоциональный стиль.

Дюрер шикарен. Но не знаком с ним вообще

Считай, я вас представила друг другу))
А уж подружиться или нет, время покажет.

Очень интересное исследование, спасибо. Особенно изменение в стиле работ Дюрера — такое впечатление, что, отходя от детализации, он предвидел импрессионизм.
Но ведь и в Испании, в рамках готики, в XV веке была испано-фламандская школа, в которой пейзаж тоже занимает весьма почетное место.
Вот, например, арагонцы:
Хуан де ла Абадия (? - 1498)
Серия работ «Житие аббата Сан Антонио» : 1 , 2 , 3 , 4
Педро Гарсия де Бенабарре (1445-1485)
Св. Себастьян
Бартоломе Бермехо (1440-1498)
Мадонна Монтсеррат
Или вот - кастилец Фернандо Гайего (Галлего) (1440-1507)
Оплакивание Христа
Вполне пойдут в компанию к первым семи ))

У меня вообще складывается впечатление, что пейзажа как отдельного жанра в 15 веке еще толком не было по двум причинам: во-первых, никто их не заказывал, а мастера тех лет все же в основном под заказ работали, а во-вторых, художникам самим в голову не приходило написать просто пейзаж, отдельно от сюжета. Хотя желание писать пейзажи уже явно было, судя по старательности выписывания фонов. Гений Дюрера позволил ему возвести пейзаж в ранг жанра, но это уже несколько позже.

Огромное спасибо за ссылки. Как приятно когда рядом заинтересованные люди.
Гальего и Бермехо знаю. На остальных открыли глаза.
Скажу почему не включила первых двух. Я стараюсь выбирать тех, кто что-то привнёс новое, или очевидно работал и развивал тему.
Гальего очень напоминает Боутса (ну мне, по крайней мере)
Бермехо тоже использовал уже известные схемы.
Почему я упомянула того же Вица , потому что он явно работал над перспективой. Ошибался, но пытался разобраться в проблеме.

Французы да, больше для контраста. Что бы было чем оттенить Дюрера.
Но наверное с Испанцами не справедливо поступила. Надо было и впрямь показать.А то по тексту создалось впечатление, что там наскальная живопись еще была. Исправлюсь.

Вообще, я буду очень рада, если в комментариях будет много информации и обсуждений.

По большому счету, пейзажей до 17 века не было.
Но они ведь не на пустом месте возникли. Вот и пытаюсь понять откуда "ноги растут"))
К тому же эстетика живописи циклична. И это тоже очень интересно наблюдать.

С удовольствием подожду Италию. Интересно, смогу ли найти в вашем будущем рассказе намек на мои собственные наблюдения. Если что, то обязательно поделюсь открытиями)))

Самое сложное в Итальянском Возрождении - не забыть, про пейзаж )))

О! жесткая акварель. Прекрасно. Надо взять на вооруженние (т.к люблю бескомпромисную графику, но при этом акварель и пастель тоже люблю, давно было желание попробовать смешать)

А что такое жесткая акварель? Делитесь. Я совсем не в курсе.

ждал продолжения, всегда интересно узнать что- то новое. Спасибо! По поводу фона, если мысленно убрать фигуры, то на некоторых картинах пейзаж может вполне играть самостоятельную роль.
Дюрер безусловно гигант! А вот если внимательно посмотреть на его пейзаж с домиками и мостиком, то особенно левая часть чем то немного напоминает японские гравюры и по цвету и по стилистике. правда? Природа другая, но мотив очень похож.
Но ,как я понял, вы же не только природный пейзаж рассматриваете ? работа Фуке - это уже архитектурный объект, я бы пейзажем не назвал, или я не прав? А Какое определение вы дадите пейзажу?

Да-да, мне тоже это сочетание жестких штрихов и мягкой акварели напомнило Китай и Японию. Еще одно подтверждение, что порой схожесть вовсе не следствие плагиата, а вполне закономерное явление.

Не, я пейзаж рассматриваю в широком смысле. И в данный момент больше как работу над его основами.

  • 1