?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Время пейзажа (часть 2)
elena_v_m
В прошлый раз
мы остановились на пейзажах Голландских живописцев 14 в.



Продолжим.

Прежде чем перейти к двум, не побоюсь этого слова, гениям - Босху и Брейгелю, хочу упомянуть Дирка Боутса. Довольно загадочная личность, с непонятным прошлым.
Меня привлекла вот эта его картина.



Потрясающая работа со светом. Абсолютно нетипичная композиция и ракурс.
Что это? Желание уйти от зависимости существующей школы или напртив её закономерное развитие?
Или это суть одно и то же?

Вообще 14-15 века в Нидерландах воцарила школа Ван Эйков.
В плане пейзажа, сложно выделить кого-то из многочисленных последователей. Разве что вышеупомянутый Боутс и еще Гуго Ван дер Гус,
и его Алтарь Портинари (точнее его правая часть)
Мне привиделось, что пейзажный фон тут не просто декорация, а активная часть, передающая настроение.



Итак.
Иероним Босх.
Может показаться, что его "пейзажность" притянута за уши. Возможно, так оно и есть.
Но по правде, очень хочется "притянуть". Слишком уж лакомый кусок.



Казалось бы о каком изображении природы или местности может идти речь в этих играх подсознания и сююреализма.
Но меня не оставляет ощущение, что Босх очень точно знает что изображает на своих картинах.



Не смотря на известные сюжеты и кучу зашифрованных символов, это пейзаж, но сказочный. Это местность, но воображаемая.
А кто сказал, что так нельзя? Фотографы реалисты?
Босху вот можно было. И Сальвадору Дали можно. Талантливым людям всё можно. А вот не талантливым, наверное не стоит экспериментировать. Хотя, кто ж заранее возьмётся судить.



И все-таки, назвать Босха пейзажником наверное нельзя, но его влияние было столь сильным, что пожалуй надо еще отметить работы Иоахима Патинира (началло 16 в). Как минимум, последователя Босха.
За смелость отметить.
Решиться изобразить пейзаж как абсолютно самодостаточный сюжет, было совсем не просто.
Не принимали современники
Говорят именно в его адрес впервые было высказано "ландшафтный живописец".




Питер Брейгель. (1525 - 1569)

Когда закапывашься в большом количестве информации, бывает не просто выцепить из контента нечто особенное.
Но иногда случается "бдыщ".
С Брейгелем (Старшим - мужицким) именно так и произошло.
Что бы понять на чем концентрировать внимание, я вначале просто смотрю кучу произведений из конкретной эпохи.
Ставлю галочки. Затем читаю литературу и сопоставляю собственные впечатления и мнения профессионалов.
Порой не совпадаю, но я работаю над этим))

Так вот на Брейгеле старшем случился сильный бдыщ. Конечно мне всегда нравилось его творчество, но с увлечением фотографией слово "нравится" стало более осмысленным.



П. Брейгель - Старший получил классическое художественное образование. И конечно был знаком и с работам Босха.
А у Патинира кажется даже был в учениках.
Начинал он с гравюр, много делал копий для них с известных мастеров того времени.
Но талант не скроешь, даже в жестких школьных канонах.
Кстати, с одним известным фотографом мы постоянно дискутируем на эту тему, и Брейгель один из аргументов.

Акцент на Питере Брейгеле-Старшем делаю еще потому, что он абсолютно пейзажный живописец.
По крайней мере большую часть своей жизни был именно таковым.
Только в позднем творчестве (если слово "поздний" подходит в 35-летнему человеку) немного поменял ориентиры.


В чем же талант этого живописца?
Наверное в том, что пейзаж у Брейгеля, это больше чем пейзаж. И даже больше чем не пейзаж.
Не буду вдаваться в новаторскую эстетику, или технику письма, все же я не профессионал в этом.
Но дело не только в эстетике.

Эта картина называется падение Икара.

Вы видите Икара? А он тут есть! В правом нижнем углу из воды торчат его ноги.
Довольно смело превратить популярный  сюжет в мелкий эпизод.
Марина и жанровый пахарь кажется более интересны художнику. Но это все же про Икара.
В этой картине, как и в хорошей фотографии целая история.


Любопытно , что в отличие от последующих времён, такой "неформат" как Босх или Брейгель, отнюдь не становились изгоями среди современников. Никто не отрезал себе уши (фигурально) , никто не нищенствовал.
Тот же Брейгель никогда не брался за заказные портреты. Хотя, думаю предложений было достатчно.
Возможно причина в том, что профессией владели все художники того времени. Дилетантизм был неводом, и авторитет не надо было отвоевывать.
И никакого пиара.
После Брейгеля осталось всего три докумнта.
1. справка о принятии в Гильдию живописцев в Антверпене , 2.регистрация его брака (1563 г.) и 3. сведения о его смерти и погребении (1569 г.)

Нет нужды показывать картины Брейгеля. Думаю многие их знают.
При желании можно посмотреть хотя бы вот тут:
сайт любителей творчества Брейгеля

Мне жаль, что этот художник умер в 39 лет, или в 35 (там с датой рождения проблема)
Кстати, можно назвать его основателем тревел-жанра. Поскольку путешествуя в Италию он по дороге перерисовал всё увиденное.

15 и 16 века очень значимы для истории живописи и пейзажной в частности.
Французские миниатюры, немецкая школа и Дюрер, прекрасные итальянцы....
Вернусь еще к ним.

В прошлом посте я немного написала про пейзаж в Китае.
В этом попробую сделать экскурс в Россию 15 века.

Найти что-то пейзажно-интересное этого времени в России я не смогла.
Честно скажу, глубоко пока не ныряла в эту тему, и поставила себе жирную галочку, разобраться с этим.
Конечно в эти времена стоит говорить только о фресковой живописи.
Пейзаж в ней присутсвует как фон, что объяснимо.



Но если говорить о шедеврах вообще, конечно это время иконописи Феофана Грека и Андрея Рублёва

  • 1
С интересом тебя читаю, не со всем согласен ( в смысле отношения ряда авторов к пейзажистам, но это уже субъективно). На мой взгляд - ты мало коснулась древнего Китая и Японии, там колоссальная школа! Мне твоя манера съемки даже чем то их напоминает- склонность к лаконизму и пр.))). Надеюсь увидеть продолжение.

Я и сама порой с собой не соглашаюсь))

Да, Китай и Япония далее будут.
Знаешь, у меня накоплено много материала, но вот разложить по полкам не просто. Не хочется кучу устраивать. А Китайский (потом Японский) пейзаж достойны вообще отдельного рассказа.
Может подключишься? С твоими знаниями и образованием было бы очень здорово.
Не обязательно в хронологическом порядке.
Просто про тех, которые нравятся.
И мне будет очень интересно сравнить с собственными впечатлениями.

Спасибо за приглашение)), до 20 декабря - вряд ли, сплошные поездки и перелеты, но попробую скинуть тебе кое-что по этой теме. А после 20, если еще будет актуально - то с удовольствием, как раз буду на востоке)).

А если будучи на Востоке, сможешь оживить фотографиями и актуальными мыслями, будет совсем замечательно.

Спасибо за Ваш пост, очень интересно, жду продолжения. Никогда с такой точки зрения не смотрела.

Очень рада, если интересно.

Очень интересно! обязательно продолжайте. Как раз пытаюсь хоть чуть чуть разобраться в теме живописи. Особенно интерес Ваш взгляд, как фотографа) За все дополнительные ссылки по этой теме, большой Респект

Я начала копаться в живописи именно с желанием найти связи с фотографией и различным видением мира.
Пока о выводах говорить рано, но процесс пошел.
Постараюсь больше давать ссылок в следующих постах.

И опять большое тебе мерси!
Правда безумно интересно.
Что Брейгель - пейзажный живописец для меня открытие.
Но, не считая себя знатоком, лучше послушаю, почитаю.
Действительно, неожиданность.
(P.S Вообще. "Охотники на снегу" - одна из самых моих любимых картин.)

Галь, у Брейгеля очень много пейзажей. Да и видение у него пейзажное.
Но пейзаж у него одушевлённый. Сюжет присутствует.
А среди его потомков,Питер Брейегель Младший, Яны Брейгель Младший и Старший. Они вообще на все руки мастера были. Разве что, портретов никто не писал.



С этими Брейгелями вообще сложно. Они друг у друга копировали, подражали, перерисовывали...
Вот это Яна Брейгеля Младшего цветочки


А это Яна Брейгеля Старшего




Оставлю на почитать повнимательнее - не на бегу, очень интересно

Босх взорвал мозг!

Босх, он может. Ага))

Босха засматривал до дыр в институтском общежитии, когда появился интернет )

Да, Босх это явление.

Спасибо, супер

(гнусно хихикнув)
"Падение Икара" остро напомнило известный анекдот "Ленин в Париже"

А-ха, и впрямь напомнило))

  • 1